Картина в этом году номинирована на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» от Дании
Оператор Михал Дымек (он также снял и «Настоящую боль», благодаря которой Киран Калкин отбирает у Юры Борисова почти все награды) раскрыл секреты мастерства.
Как превратить траву в снег и другие секреты со съёмок «Девушки с иглой»
© Кадр из фильма «Девушка с иглой»
Сюжет «Девушки с иглой» разворачивается в обедневшем после Первой мировой войны Копенгагене. Молодая работница фабрики Каролина отвергает обезображенного из-за участия в сражениях мужа. Девушка беременеет от своего начальника, однако его семья не хочет иметь ничего общего с ней. Находясь в отчаянной ситуации и перед угрозой бездомности, она попадает в поле зрения серийной убийцы младенцев Дагмар Овербай. Фильм основан на реальных событиях.Оператор картины Михал Дымек рассказывал в разных интервью, на какие уловки пришлось идти из-за ограниченности бюджета и чем оправданы те или иные стилистические решения. Собрали интересные детали.
Как приблизить зрителя к героям?
Картину сняли в ч/б и на цифровую камеру ARRI Alexa Mini LF с цветовым сенсором, позволяющим манипулировать в этом формате оттенками кожи и спектрами теней. Основным вдохновением для того, как выглядит фильм, послужили архивные фотографии тех времён. Чтобы передать ощущение эпохи использовали объективы Hugo от производителя Leitz.
«Для меня легче снимать в ч/б, чем в цвете. Но монохромное изображение подходит, конечно, не для всех историй… Чёрно-белое изображение избавлено от цвета, и в вашей палитре инструментов есть только свет и контраст», — считает Михал Дымек.
Кадр из фильма «Девушка с иглой»
«По своей натуре ч/б кино создаёт дистанцию между собой и зрителем. Это очень формалистский подход к сторителлингу в современном кино. Зритель сразу начинает думать о том, что это стилизация. Для него это проблема. Мы решили, что исправим её, добавив в фильм чувственный слой. Речь идёт именно о том, чтобы передать ощущение самого мира: какой он грязный, влажный, насколько кожа персонажей грязная и потная. Таким способом мы пытались сократить дистанцию между зрителем и персонажами, между зрителем и этим миром, чтобы смотрящий фильм мог почувствовать себя внутри этой враждебной среды».
В этой отталкивающей натуралистичности есть и притягательная красота. На их контрасте и держится картина.Подготовка к съёмкам заняла два года, и большую их часть провели в Польше, так как в современном Копенгагене не оказалось мест, передающих несовершенства городского ландшафта тех времён. Дания вековой давности была «скрюченной, распадающейся на части».
Как добавить в фильм снег, если его не сняли?
Всё очень просто, если вы работаете не в цвете.
Одна из немногих романтических сцен фильма включала в себя прогулку по зимнему парку, в которой должна была чувствоваться сказочная атмосфера. Однако в реальности во время съёмок снега не было.
Кадр из фильма «Девушка с иглой»
Колорист картины Эмиль Эриксон придумал, как исправить ситуацию по щелчку пальцев: просто выкрутить на максимум параметр яркости в зелёном цветовом канале (речь идёт про каналы трёх основных цветов — зелёный, синий и красный — которые есть у каждого изображения). И, как можно увидеть на кадре выше, зелёная трава в чёрно-белом варианте становится погружённой в иней — магия кино с помощью нескольких кликов.
«Любые непредвиденные обстоятельства при съёмке всегда можно обратить во благо», — Михал Дымек.
О референсах
На фильм во многом повлиял «Человек-слон» Дэвида Линча. Обезображенному мужу главной героини приходится присоединиться к бродячему цирку, чтобы зарабатывать на жизнь.
Кадр со съёмок «Девушки с иглой»
Но нанесение пластического грима — процесс трудоёмкий и дорогостоящий, поэтому увидеть полностью лицо героя можно только в ограниченном числе сцен — наиболее ярких по эмоциональному воздействию. В остальных случаях травму героя скрывали за маской или в тенях: в первой части фильма это работало и на создание интриги.
Другим важным референсом стали фильмы немецкого экспрессионизма. Актриса, исполнившая роль детоубийцы, во время сцены суда, где раскрывается её истинное лицо в полной мере, даже отыгрывает в стиле злодеев немых картин этого направления.
Кадр со съёмок «Девушки с иглой»
Рассказывая об этой сцене, Михал Дымек объясняет, что использовал световую схему, которую сам назвал «ножничной», так как она напоминает раскрытые ножницы: по бокам на героиню падает естественный свет из двух огромных окон, а середина лица остаётся в темноте. Оператор отметил, что таким образом он хотел добавить образу Дагмар Овербай дьявольщины.
Кадр из фильма «Девушка с иглой»
Чем мотивированы монтажные склейки (или их отсутствие)?
Фильм изобилует длинными кадрами, так как камера сконцентрирована на наблюдении за героиней и погружении в её состояние.
Кадр из фильма «Девушка с иглой»
«Мы руководствовались только своими эмоциями: останавливаем дубль, если чувствуем, что надо остановиться, держим кадр, если чувствуем, что должны продолжать», — пояснил Михал Дымек, говоря о том, по какой логике делались монтажные склейки.
В фильме камера аккуратно следует за Каролиной, не позволяя просочиться в кадр даже кусочку XXI века.
Источник: filmpro.ru