Композитор Александр Симоненко: «Мне нравится закладывать основы музыкальной драматургии в современных фильмах»

Композитор Александр Симоненко: «Мне нравится закладывать основы музыкальной драматургии в современных фильмах»

Композитору Александру Симоненко еще нет и сорока, а он уже известен как автор музыки к многочисленным кинофильмам и сериалам: «Родина», «Людмила Гурченко», «Заговоренный»,«Молокобезумия» ,«Мажор в Сочи», «Позывной Пассажир», «Калимба» и др. Еще он создаёт музыкальное оформление к театральным работам, ледовым шоу и, конечно, пишет академические произведения. При этом композитор никогда не работал по конвейерному принципу, а его интервью можно запросто расценивать как мастер-класс по созданию музыки, отмечает корреспондент «ИнтерМедиа» Денис Ступников.

— Каким было ваше детство? Как входила в вашу жизнь музыка? Какую роль в этом сыграли ваши родители? Знаю, что они имеют непосредственное отношение к высоким музыкальным традициям.

Мое детство можно смело назвать музыкальным. Все оно прошло вокруг Большой Никитской, где располагается Московская консерватория им. П.И.Чайковского. Моя мама преподавала и до сих пор преподает там, и я постоянно сидел либо у нее в классе, либо в буфете, либо рядом с диспетчерами, которые выдавали ключи от классов. С некоторыми тетушками я сдружился и прямо-таки стал для них «музыкальным внуком». На Большую Никитскую также смотрели окна моей общеобразовательной школы, оттуда до моей «музыкалки» было рукой подать: заворачиваешь в Мерзляковский переулок – и вот уже знакомый подъезд.

Мои музыкальные корни ведут по материнской линии к Сергею Васильевичу Евсееву – известному музыковеду, педагогу и композитору, одному из последних учеников Сергея Танеева. Мой прадед был соавтором “бригадного” учебника гармонии, известного каждому профессиональному музыканту, и очень много внимания уделял народному фольклору, а именно – русской песне. Вся его музыка – напевная, лиричная, сентиментальная, но не без драматичных взрывов и экспрессии. Сергей Васильевич обожал и преклонялся перед другим Сергеем Васильевичем – Рахманиновым. Идеи духовной исповеди, высоких этических категорий и красоты как главных смыслов творчества явно передались моему прадеду. А потом уже и я бесконечно слушал второй и третий концерты Рахманинова в прекрасном исполнении друга нашей семьи Михаила Петухова. Я все пытался осмыслить, как этот гений мог так непосредственно заставлять душу взмывать ввысь, забывая о всей житейской рутине и мимолетных проблемах, вызывать чувство настоящего катарсиса. Наверное, эти сеансы прослушивания и стали отправной точкой в моем желании сочинять. И с тех пор для меня сочинение – это прежде всего разговор с собственной душой.

— Вы всегда тяготели к музыкальному театру. С чего начиналось это увлечение?

— Я всегда тяготел к прикладной музыке, музыке на стыке жанров. А потом уже потихоньку дорос в том числе и до крупной формы – балета. С детства мне хотелось писать музыку для театра и кино, передавать и усиливать происходящее на сцене или экране, полноценно работать с эмоциями. Начинал я в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского (в настоящее время это «Электротеатр Станиславский», – прим. ред.), где оформил несколько спектаклей. Также я написал музыку для телефильма «Комедианты» Александра Галибина. Спасибо режиссеру за доверие, это была моя фактически первая работа в кино.

— Ваша музыка звучала в ледовом шоу «Щелкунчик» Евгения Плющенко наряду с произведениями великого Чайковского. Как возникла идея совместить эти два пласта? Как вам удалось достичь такого уровня, чтобы эти произведения слушались как единое целое?

— Когда мы создавали это шоу, нам очень хотелось, чтобы у него было собственное лицо, в том числе и на уровне музыки. И мы рискнули создать сольные вставные номера для наших олимпийских чемпионов, для этого я написал оригинальные музыкальные произведения. Главное, что все они должны были быть органично вплетены в канву музыки Чайковского. Мне кажется, у нас получилось. Сольный номер Жени [Плющенко] – особенно.

— Вы очень впечатляюще рассказывали о балете «Амок» по Стефану Цвейгу на этапе подготовки этой постановки. Что из этого в итоге получилось? Всё ли удалось реализовать? Какова сценическая судьба этого произведения и что говорят зрители?

Балет «Амок» стал репертуарным спектаклем театра «Геликон-опера». Для меня это очень важная партитура. Конечно, огромную роль сыграла сильная команда соавторов: Михаил Лавровский – живая легенда балета, Виктория Литвинова – интересный молодой хореограф, Сергей Кавтарадзе – режиссер видеоарта. А придумали мы все это с Леонидом Лавровским-Гарсиа – режиссером и соавтором либретто, моим старинным другом.

— Известна ваша любовь к симфоническим оркестрам. Всегда ли вам удается поработать с ними при работе над современной музыкой для театра? Не идет ли во вред постановкам извечное желание продюсеров сэкономить на чем-то — например, на музыке?

— Вы говорите как раз о моей боли. К сожалению, очень часто идет удешевление за счет качества. Симфонический оркестр – это дорого, а хороший симфонический оркестр – очень дорого. И не из-за музыкантов, а из-за директоров. Поэтому приходится искать людей и самим собирать музыкантов. Но зато случаются такие попадания, что результат просто феерический!

— В картине Петра Буслова «Родина» вы впервые работали с симфоническим оркестром в кино. Как удалось освоить этот процесс? Помогло ли в этом образование — Московская консерватория им. П.И.Чайковского по классу композиции?

— Это было прекрасное время. Всегда вспоминаю Петю [Буслова] и этот фильм с большой нежностью. Он – один из первых, кто в меня по-настоящему поверил. Первые сеансы записи на Мосфильме до сих пор помню как сейчас – такое это было яркое впечатление. Мы писали живой оркестр, поэтому без профильного образования я просто бы не справился.

— Как вам в сериале «Людмила Гурченко» удалось с помощью музыки передать суть этой великой артистки и дотянуться до ее планки?

— Это еще одна интереснейшая работа, на ней я познакомился с прекрасным режиссером Сашей Имакиным. Мы с ним встретились еще до сьемок, он рассказал мне свое видение и концепцию, описал несколько сцен фильма. Меня это вдохновило – и родились мелодии. Впоследствии они стали основными темами сериала, и Саша даже под них снимал. Так здорово еще на этапе подготовки к съемкам полноценно участвовать в творческом процессе, закладывать основы музыкальной драматургии, а не иллюстративно «раскрашивать» готовый монтаж уже по факту.

— Сейчас многие сводят музыку в кино к банальному саунд-дизайну. Удается ли вам веско заявлять о себе как о самодостаточном кинокомпозиторе в этих реалиях? Если да, то благодаря чему и в каких работах это проявилось ярче всего?

— Все зависит от культуры, воли режиссера и продюсеров. Когда они готовы творить и создавать, а не находиться в плену референса, возможности для композитора возрастают в разы. Здесь бы я хотел рассказать о работе с режиссером Сергеем Кавтарадзе. Наша работа над фильмом «Молокобезумия» как раз строилась таким образом, и музыка фактически превратилась в современную симфонию с широким спектром музыкальных средств и техник. При этом все работало на художественный образ картины. С Сергеем мы продолжаем сотрудничать и дружим.

— Как вам удалось совместить с саундтреке к «Позывному “Пассажир”» временное и вечное, сиюминутное и историческое? Помогла ли ориентация на русскую классику?

— Вы знаете, мне очень хочется, чтобы мы не забывали тот огромный пласт нашей русской музыкальной культуры, который позволяет создавать любую нужную изобразительную атмосферу для кино или театра. У нас достаточно средств для «суверенных» музыкальных решений.

— Вы по достоинству оцениваете профессиональные умения Никиты Михалкова. Чему он вас научил и как вы эти навыки применяете в своей работе?

— Мне близка позиция Никиты Сергеевича по отношению к культуре собственной страны. Только опираясь на корневую систему возможно взрастить новый прекрасный плод. Никита Михалков часто цитирует Густава Малера: «Традиция – это передача огня, а не служение пеплу». Для меня это не пустые слова.

— Продолжаете ли вы совершенствоваться как академический композитор, автор самостоятельных (вне контекста театра и кино) произведений? Где и в чьем исполнении их можно услышать?

— Да. Я работаю над новым балетом и жду записи своей симфонии. Плюс фортепианные прелюдии и фуги. Пока не могу рассказывать детали, но, надеюсь, все сложится.

— Какой наградой и почему вы больше всего гордитесь?

— Награда для меня – это слышать свою музыку в исполнении неравнодушных талантливых музыкантов, заразившихся моим замыслом.

Фото: Сергей Варшавчик / предоставлено Александром Симоненко

Источник: intermedia.ru

Next Post

Роман Карманов (ПФКИ): “За 3 года мы смогли помочь всем, кто был этого достоин”

Президентский фонд культурных инициатив 17 мая 2024 года отметил свое трехлетие. По этому случаю генеральный директор ПФКИ Роман Карманов дал интервью главному редактору информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгению Сафронову. В нем он подводит итоги трехлетней работы и раскрывает некоторые планы на будущее. Видеоверсия интервью доступна на платформах VK и Rutube. ЕС: Президентскому фонду культурных […]