Лол Кроули о том, как соединить импрессионизм с живописью Брейгеля и почему не стоит бояться визуальных экспериментов
Одной из самых ярких и впечатляющих картин, отмеченных на недавно состоявшейся премии «Оскар», безусловно стал «Бруталист» Брэйди Корбе. Это масштабное эпическое полотно, охватывающее целые континенты и десятилетия, снятое в формате VistaVision, незаслуженно забытом и покинувшем экраны на долгие десятилетия — с момента выхода «Одноглазых валетов» (1961) Марлона Брандо. Оператор «Бруталиста» Лол Кроули, получивший за эту работу «Оскар», поделился секретами столь высокого уровня визуального мастерства при относительно скромном для такого амбициозного проекта бюджете в 10 миллионов долларов.
От архаичного формата к премии «Оскар»: в чём особенность операторской работы в «Бруталисте»
© Кадр из фильма «Бруталист»
«Бруталист» — третья совместная работа оператора Лола Кроули и режиссёра Брэйди Корбе. Их творческий союз сложился на съёмках дебютного полнометражного фильма Корбе «Детство лидера» (2015), а затем продолжился при создании музыкальной драмы «Вокс Люкс» (2018) с Натали Портман в главной роли. По окончании съёмок последнего Корбе подарил Кроули книгу о бруталистской архитектуре — с этого и началась их работа над новым фильмом, однако к кинопроизводственному процессу они приступили лишь пять лет спустя.
Кроули и Корбе всегда отдавали предпочтение плёнке, работая с ней и на предыдущих совместных проектах, поэтому запись на цифровую аппаратуру даже не рассматривали. Их общее видение и творческая солидарность значительно упростили процесс работы над «Бруталистом» — возможно, именно поэтому кинематографисты отказались от детальной раскадровки, за исключением сложного эпизода с куполом, где требовалась точная постановка мизансцен и трюков. Вместо строгого следования заранее составленному плану они предпочли импровизировать, опираясь на визуальную фактуру, которая возникала перед ними в процессе съёмок.
Кадр из фильма «Бруталист»
Кроули начал подготовку с изучения бруталистской архитектуры и её фотографий, и тут же заметил следующую особенность: при традиционном методе съёмки архитектуры фотографы используют ортоскопические объективы, чтобы добиться минимального искажения изображения и показать здание насколько возможно реалистично. Это открытие сподвигло оператора обратиться к использованию технологии VistaVision, расцвет которой пришёлся на середину XX века и которая негласно считалась в мире большого кинематографа давно отжившей своё.
Особенности технологии
VistaVision — это широкоформатный метод съёмки на стандартную 35-миллиметровую плёнку. Плёнка в этом случае переворачивается так, что отверстия на ней находятся сверху и снизу, благодаря чему изображение получается в два раза больше даже без использования широкоугольных объективов. Этот метод позволяет избежать искажений перспективы и сделать картинку более чёткой.
YouTube/Frame Voyager
Формат VistaVision использовал в своих картинах ещё Альфред Хичкок, а поскольку действие «Бруталиста» происходит после Второй мировой войны, в 1950-1980-х годах, отдать предпочтение этой технике казалось кинематографистам очевидным решением.
Однако авторы не ограничились только VistaVision, для которого требуется специальная аппаратура, обратившись в некоторых эпизодах к съёмке на камеры, поддерживающие 8-миллиметровую, 16-миллиметровую и стандартную 35-миллиметровую плёнки.
Так, например, для сцены на корабле Кроули использовал небольшую ручную 35-миллиметровую камеру Arri 235, следуя с ней за героем Эдриана Броуди и пробираясь сквозь толпящуюся массовку, чтобы создать у зрителя ощущение дезориентации и смятения, которые сменяются внезапным прояснением, когда герой наконец выходит на палубу корабля в гавани Нью-Йорка.
Кадр из фильма «Бруталист»
Кроме того, в финальном эпизоде режиссёр решил обратиться к цифровому формату Digital Betacam, при котором запись ведётся на видеокассеты с магнитной лентой шириной 1/2 дюйма, что стало контрастным акцентом в визуальной эстетике фильма.
Кадр из фильма «Бруталист»
Что касается основного формата VistaVision, то он помог кинематографистам показать потрясающий масштаб и размах зданий, а также охватить просторы мраморного карьера Каррара, в котором разворачивается несколько эпизодов фильма. Ещё одним оригинальным решением стало использование VistaVision и для более личных, портретных съёмок, — например, для первых кадров фильма, на которых у Жофии (Рэффи Кэссиди) берут интервью — формат не так часто используют для подобных ракурсов.
Однако работа с VistaVision потребовала значительных усилий. Так, оказалось, что большинство камер, пригодных для съёмки в этом формате, издают шум, сравнимый со звуком швейной машинки. Это могло повлечь за собой проблемы с синхронизацией звука, поэтому Кроули пришлось искать более тихую камеру, с чем он успешно справился. Использованная техника была изготовлена в Лондоне в 1970-х годах и имела свои особенности: оптика слегка искажала изображение в видоискателе, что несколько осложняло процесс съёмки.
Постобработка также оказалась непростой задачей из-за обилия катушек киноплёнки, которые нужно было проявить, ведь по хронометражу «Бруталист» практически равняется двум фильмам (длительность картины — 3 часа 21 минута). Кинематографистам пришлось прибегнуть к 70-миллиметровой печати, поскольку только таким образом было возможно получить необходимое им широкоформатное изображение.
Цветовая палитра
У Лола Кроули особый подход к работе с цветом. Для исторических работ, какой в том числе является и «Бруталист», он решил отказаться от фотографического чёрного, предпочитая более глубокие оттенки, вдохновлённые живописью нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего.
«Мне нужен чёрный, который я нахожу на картинах Питера Брейгеля, пурпурно-чёрный или коричнево-чёрный. Я хочу расширить цветовой спектр. Брейгель использовал бы чёрную [краску] не просто как чёрную. Речь идёт о создании палитры оттенков» — рассказывает Кроули.
Кадр из фильма «Бруталист»
В качестве ещё одного приёма, призванного состарить фильм и сделать изображение более живописным, Кроули с Корбе решили использовать недоэкспонированную плёнку. Эта техника позволяет создать более импрессионистский образ.
Из тьмы ко свету и обратно
Освещение оказалось одной из самых нелёгких задач в работе над фильмом. Кроули признаётся, что, как правило, предпочитает использовать имеющийся свет либо освещать пространство незаметным образом, чтобы оно выглядело насколько возможно натуралистично. Однако, разумеется, в ряде случаев этим правилом приходилось пренебречь.
Так, первым вызовом для оператора стали сцены на корабле. Кроули столкнулся с проблемой рассеивания света, который отражался от низкого потолка, выдавая недостатки производственного дизайна. Оператор исправил этот недочёт, используя вольфрамовые и светодиодные прожекторы: они отбрасывали небольшие световые пятна, сквозь которые проходил актёр, но значительную часть пространства оставляли в темноте.
Кадр из фильма «Бруталист»
Кроме того, в «Бруталисте» много подземных пространств и сцен, символизирующих путь от камер Дахау к освобождению. Особую сложность представляла съёмка в шахте, где герои проводят вечер на танцах.
В соответствии с задачей, которую дал ему режиссёр, Кроули пришлось придумать способ освещения предельно тесного помещения, при котором будет возможность вращать камеру на 360° так, чтобы не было заметно искусственных источников света. Вдохновившись работами кинооператора Харриса Савидиса («Игра» (1997), «Зодиак» (2007) и другие), Кроули заменил уже установленные в шахте лампы накаливания на фотоэлектрические прожекторы. Он также использовал объектив с максимально открытой диафрагмой, чтобы в кадре было больше света.
Кадр из фильма «Бруталист»
Несмотря на все предпринятые меры, Кроули приходилось ненавязчиво направлять актёров в более светлые участки помещения, поскольку в процессе движения в кадре герои часто оказывались в тени.
Конечным результатом Кроули оказался доволен: «Мне нравится эта сцена. Она напоминает фильм Феллини».
Кроули также надеется, что «Бруталист» вдохновит кинематографистов не бояться использовать «устаревшие» технологии и стремиться к эпичности даже без эпических бюджетов.
ЕКАТЕРИНА ВЕЛЬМАКИНА
Источник: filmpro.ru