Формат, созданный специально для просмотра на смартфоне, стал одной из главных тем для обсуждения на Гонконгской выставке Filmart 2025
Стоит отметить, что не только Китай впереди всех: к формату в порядке эксперимента не раз обращались и в российской индустрии, а одним из его первопроходцев стал Тимур Бекмамбетов.
Тренд на $14 млрд в год: почему Китай делает ставку на вертикальное кино
© felipepelaquim/Unsplash
В день открытия фестиваля Filmart в Гонконге главной темой стал бум вертикальных короткометражных драм в Китае. Согласно The Hollywood Reporter, эксперты компании iMedia Research считают, что к 2027-му рынок будет оцениваться более чем в $13,8 млрд в год. При этом уже в 2023-ем он стоил $5,2 млрд.
Сейчас типичный такой сериал состоит примерно из 70 коротких сцен длительностью в пару минут. Производство проектов занимает от одной до трёх недель, а съёмки обычно ведутся с использованием двух камер. Общее правило построения драматургии вертикальных сериалов таково — каждые 30 секунд должен быть «кульминационный» момент.
По словам Чжоу Юаня, основателя и генерального директора пекинской компании по производству вертикальных фильмов Content Republic, аудиторию особенно привлекают простые, но эмоционально насыщенные сюжеты о «любви, богатстве, предательстве и мести». Иногда в качестве персонажей выступают мифические существа — например, вампиры и оборотни.
«Рост популярности этого формата означает, что аудитория не удовлетворена текущим предложением на медиарынке» — констатирует Чжоу Юань.
Content Republic активно развивает новое направление, одновременно работая над производством примерно 60 сериалов по всему свету — от Лос-Анджелеса до Австралии. Основной акцент делается на романтические драмы и на сюжеты о жизни очень богатых бизнесменов.
Компания также активно пользуется технологиями ИИ и планирует с их помощью сократить производство одного проекта до недели.
А что с вертикальным форматом в России и в мире
Изначально такие проекты набрали популярность в Snapchat и Instagram (запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской), а затем формат подхватили TikTok и его китайский эквивалент Douyin.
По большей части в мире такой контент производят сейчас в основном блогеры. Но к формату в рамках эксперимента проявляют интерес и признанные мастера киноиндустрии: так, оскароносный режиссёр Дэмьен Шазелл («Одержимость» (2013), «Ла-Ла Ленд» (2016) в 2020 году снял вертикальный короткометражный фильм в рамках сотрудничества с Apple.
В российской индустрии с форматом работал Тимур Бекмамбетов. Ещё в 2019 году основанная им компания Bazelevs выпустила первый в мире художественный сериал в вертикальном формате. Хоррор «Ночные мертвецы», созданный для Snapchat, состоит из десяти эпизодов продолжительностью по четыре-пять минут. Режиссёрами и сценаристами стали лауреаты «Каннских львов» Шон и Эндрю Хигтоны.
А относительно недавно в этом формате выступил и Кинопоиск: документальный вертикальный сериал «Короче, Достоевский» доступен в соцсетях сервиса, в нём актёр из новой экранизации «Преступления и наказания» Борис Хвошнянский рассказывает о вкладе Фёдора Михайловича в мировую культуру.
ЕКАТЕРИНА ВЕЛЬМАКИНА
Источник: filmpro.ru