Фото: «Российское образование»
Ученые Института развития, здоровья и адаптации ребенка (Институт развития ребенка) в 2024 году в рамках научно-исследовательской работы изучили особенности современной субкультуры дошкольного детства как института социализации ребенка XXI века. Они сформировали типологию различных проявлений детской субкультуры у дошкольников и перечень факторов, определяющих ее своеобразие. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказали руководители проекта Елена Изотова, кандидат психологических наук, доцент, и Ирина Бурлакова, кандидат психологических наук.
«Детская субкультура – чрезвычайно важное условие и источник естественного (не специально организованного взрослыми) развития детей дошкольного возраста. Благодаря большой значимости для каждого ребенка тех жизненных ценностей, норм и правил взаимодействия, представлений о мире и людях, которые существуют в детском сообществе, во многом происходит становление личности ребенка», – подчеркнула Ирина Бурлакова.
Специалист обратила внимание, что происходящие в современном обществе изменения, такие как технологизация, цифровизация и геймификация, отражаются на содержании и структуре субкультуры детства, приводят к определенным трансформациям, а нередко и к деформациям детского развития.
Эксперты института провели исследование феноменов детской субкультуры с помощью разработанного междисциплинарного инструментария. Он включает в себя наблюдение за взаимодействием детей в свободной деятельности, опрос старших дошкольников и их родителей, а также экспериментальную игру.
«Разработанная и реализованная в рамках проекта экспериментальная игра «Волшебный мир в песочнице» дает детям возможность выбрать игровые предметы для совместной свободной игры. Так, мы в том числе определили персонажей и образы для идентификации, значимые для современного ребенка, сценарии совладания со страхом, способы выхода из конфликтных ситуаций», – отметила Елена Изотова.
Анализ на социологическом, культурологическом, психологическом и педагогическом уровнях дал возможность ученым выделить типы проявлений феноменов, а также факторы, которые воздействуют на содержание и структуру детской субкультуры.
Полученные результаты свидетельствуют, что медиаконтент – наиболее значимый фактор, который оказывает влияние на систему ценностей ребенка, его поведение и коммуникации в детском обществе, игровые замыслы и способы их реализации.
Для иллюстрации проявлений детской субкультуры, ее роли в развитии и социализации подрастающего поколения специалисты создали научно-популярный видеофильм «Влияние медиаконтента на структуру и содержание детской субкультуры». В нем продемонстрированы социально-психологические и культурологические феномены детской субкультуры, которые проявляются в свободной игре, высказываниях, представлениях и предпочтениях ребят. Кроме того, фильм содержит экспертные мнения о детской субкультуре и позиции родителей о включенности ребят дошкольного возраста в субкультурное пространство.
Источник: edu.ru