В Институте развития ребенка с помощью экспериментальной игры изучили феномены детской субкультуры

В Институте развития ребенка с помощью экспериментальной игры изучили феномены детской субкультуры

Фото: «Российское образование»

Ученые Института развития, здоровья и адаптации ребенка (Институт развития ребенка) в 2024 году в рамках научно-исследовательской работы изучили особенности современной субкультуры дошкольного детства как института социализации ребенка XXI века. Они сформировали типологию различных проявлений детской субкультуры у дошкольников и перечень факторов, определяющих ее своеобразие. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказали руководители проекта Елена Изотова, кандидат психологических наук, доцент, и Ирина Бурлакова, кандидат психологических наук. 

«Детская субкультура – чрезвычайно важное условие и источник естественного (не специально организованного взрослыми) развития детей дошкольного возраста. Благодаря большой значимости для каждого ребенка тех жизненных ценностей, норм и правил взаимодействия, представлений о мире и людях, которые существуют в детском сообществе, во многом происходит становление личности ребенка», – подчеркнула Ирина Бурлакова.

Специалист обратила внимание, что происходящие в современном обществе изменения, такие как технологизация, цифровизация и геймификация, отражаются на содержании и структуре субкультуры детства, приводят к определенным трансформациям, а нередко и к деформациям детского развития.

Эксперты института провели исследование феноменов детской субкультуры с помощью разработанного междисциплинарного инструментария. Он включает в себя наблюдение за взаимодействием детей в свободной деятельности, опрос старших дошкольников и их родителей, а также экспериментальную игру. 

«Разработанная и реализованная в рамках проекта экспериментальная игра «Волшебный мир в песочнице» дает детям возможность выбрать игровые предметы для совместной свободной игры. Так, мы в том числе определили персонажей и образы для идентификации, значимые для современного ребенка, сценарии совладания со страхом, способы выхода из конфликтных ситуаций», – отметила Елена Изотова.

Анализ на социологическом, культурологическом, психологическом и педагогическом уровнях дал возможность ученым выделить типы проявлений феноменов, а также факторы, которые воздействуют на содержание и структуру детской субкультуры.

Полученные результаты свидетельствуют, что медиаконтент – наиболее значимый фактор, который оказывает влияние на систему ценностей ребенка, его поведение и коммуникации в детском обществе, игровые замыслы и способы их реализации.

Для иллюстрации проявлений детской субкультуры, ее роли в развитии и социализации подрастающего поколения специалисты создали научно-популярный видеофильм «Влияние медиаконтента на структуру и содержание детской субкультуры». В нем продемонстрированы социально-психологические и культурологические феномены детской субкультуры, которые проявляются в свободной игре, высказываниях, представлениях и предпочтениях ребят.  Кроме того, фильм содержит экспертные мнения о детской субкультуре и позиции родителей о включенности ребят дошкольного возраста в субкультурное пространство. 

Источник: edu.ru

Next Post

Глава Минобрнауки ДНР и родители школьников написали ЕГЭ по математике

Фото: Официальный ТГ канал Министра образования и науки ДНР Олега Владимировича Трофимова В Донецкой Народной Республике прошла Всероссийская акция «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями». Регион присоединился к ней во второй раз. Об этом сообщил министр образования и науки ДНР Олег Трофимов. «Решил поддержать родительскую общественность и посетил пункт проведения […]