Фото: «Российское образование»
Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) в 2025 году выполнили научно-исследовательскую работу (НИР) «Разработка пакета стандартизированного психодиагностического инструментария в цифровом формате для оценки индивидуально-психологических особенностей обучающихся на разных уровнях образования». Работа проводилась в течение 2024 года по направлению «Дети с девиантным поведением, работа со специальными учебно-воспитательными учреждениями». О том, как поможет педагогам в работе стандартизированный психодиагностический инструментарий, порталу «Российское образование» рассказала руководитель НИР и Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ Марина Сорокова.
«В психологии и образовании в настоящее время ощущается дефицит психодиагностического инструментария, который соответствовал бы международным требованиям. Исследователи и практики зачастую пользуются методиками, которые не проходили процедуры стандартизации или же проходили их достаточно давно и используются скорее по традиции, чем на основе принципов доказательности. В ряде случаев они поступают из источников, надежность которых не подтверждена. В дальнейшем это приводит к снижению качества профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных организаций. В этой связи особенно актуальна разработка пакетов диагностических методик, размещенных на цифровых платформах, где педагоги-психологи могут проводить тестирование и получать результаты», – отметила Марина Сорокова.
Она пояснила, что в ходе разработки стандартизированного психодиагностического инструментария в цифровом формате отобраны 15 диагностических методик с обоснованием их актуальности, необходимости стандартизации и практической значимости для применения в психологии и образовании.
Затем специалисты МГППУ собрали выборки психодиагностических методик. В них вошли 14 баз данных из трех регионов России объемом от 700 до более 3 400 респондентов, а также три базы данных из Республики Беларусь объемом свыше 400 респондентов. Базы данных разместили в Репозитории психологических исследований и инструментов RusPsyDATA.
Марина Сорокова подчеркнула, что в сборе данных участвовали образовательные организации Волгоградской, Московской, Самарской и Свердловской областей, республик Саха (Якутия) и Чувашия. Всего в этом процессе приняли участие 36 школ, 241 детский сад, восемь учреждений СПО и три центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В ходе выполнения НИР проведена стандартизация версий 17 психодиагностических методик, в том числе три из них были подготовлены для Республики Беларусь. Специалисты выполнили их теоретический анализ, статистически доказали надежность, рассчитали психометрические характеристики и тестовые нормы, представили результаты.
Методики предназначены для оценки индивидуально-психологических особенностей обучающихся на разных уровнях образования: для дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Они войдут в Открытый реестр психодиагностических методик, который признан профессиональным сообществом.
Также специалисты создали пакет стандартизированных методик на ресурсах Отдела мониторинга качества профессионального образования (ОМКПО) МГППУ. В него вошли 22 методики, которые размещены на платформе M-Test ОМКПО, часть из них были стандартизированы в 2022–2023 годах в рамках других проектов МГППУ. Кроме того, разработаны методические рекомендации по использованию электронных версий психодиагностических методик и интерпретации результатов психодиагностики.
«Главный продукт НИР – Цифровой пакет психодиагностических методик. Все методики в составе Цифрового пакета на ресурсах ОМКПО МГППУ могут быть использованы на практике для психолого-педагогического сопровождения в процессе работы с дошкольниками, младшими школьниками и подростками в образовательных организациях, а также в научных исследованиях. Цифровой пакет будет расширен и дополнен. Это должно стать систематической деятельностью университета совместно с партнерами – образовательными организациями регионов РФ», – заключила Марина Сорокова.
Для продвижения Цифрового пакета его разработчики провели пять информационно-методических вебинаров секции «Доказательный подход в психологии и образовании». Научно-экспертного совета МГППУ и Научно-методического центра сопровождения педагогических работников. С апреля 2025 года планируются полевые испытания Цифрового пакета в партнерстве с Федерацией психологов образования России и представителями образовательных и социальных организаций.
Источник: edu.ru