В режиссёрском разборе Жоры Крыжовникова
Режиссёр и автор «Слова пацана», «Горько!» и других фильмов и сериалов выпустил видео, посвящённое фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Это уже третья лекция из его цикла «История советской комедии», в рамках которого он разбирает и анализирует режиссёрские приёмы, использованные в известных отечественных картинах. Крыжовников рассказал о таких понятиях, как большая ложь, «подключение» и «отключение», жанровый переход, внутренний конфликт, развитие характеров и финальное испытание.
Заставьте зрителя поверить в большую ложь. 6 драматургических уроков из «Иронии судьбы»
1. Большая ложь
«Ирония судьбы» начинается как комедия положений, но постепенно превращается в комедию характеров. Более подробно о различиях между этими жанрами Крыжовников уже рассказывал в предыдущих роликах, посвящённых фильму «Служебный роман».
В комедии положений чаще всего существует одно полуфантастическое или очень маловероятное событие, которое влияет на жизнь героев.«Джентльмены удачи» — воспитатель детского сада оказывается двойником одного из самых страшных преступников Советского Союза. Создатели фильма предлагают нам поверить в то, что милиция поместила его в колонию строгого режима, где он начинает изображать из себя рецидивиста.
«Бриллиантовая рука» — человек едет за границу, ломает руку, а контрабандисты прячут в его гипсе драгоценности.
В обоих случаях авторы фильма предлагают зрителям один раз поверить в фантастическое событие, допустить его. А дальше кино стремится действовать в рамках правдоподобия. Ложь только одна, но она достаточно большая. Задача авторов — заставить зрителей поверить в большую ложь, какой невероятной она бы ни была.
В «Иронии судьбы» такой большой ложью является обстоятельство, что два дома в двух разных городах стоят на одной и той же улице, абсолютно одинаково выглядят, и даже мебель и планировка в квартирах одна и та же .
Чтобы заставить зрителя поверить в это, Рязанов в начале фильма использует анимационную заставку с рядами одинаковых домов и закадровый голос Александра Ширвиндта, рассказывающий про типовую застройку в СССР и то, что теперь люди чувствуют себя как дома в любом городе. В целом все первые 40 минут фильма история медленно, но верно убеждает зрителя в том, что такое совпадение домов возможно и события, которые будут происходить дальше, тоже возможны.
2. «Подключение» и «отключение»
«С помощью необоснованной ревности Рязанов быстро «отключает» зрителя от персонажа, то есть создаёт негативное отношение к нему».В «Иронии судьбы» режиссёр дважды использует этот инструмент.
Сначала со вспыльчивой Галей, которая необоснованно ревнует Женю и ведёт себя как стерва, а затем с недоверчивым Ипполитом, который начинает сходить с ума от ревности, даже не выслушав Надю. Оба героя отталкивают, зритель им не сочувствует.
На их фоне главные персонажи вызывают больше сочувствия, а наблюдать за их отношениями становится увлекательнее. Надя практически безупречна с точки зрения мужчин — она никогда не бывает раздражена (в отличие от Гали), она понимающая и спокойная. Единственное, что отличает её от идеала, — это неумение готовить рыбу. Она с юмором относится ко всему происходящему. Мы знаем, что Лукашин — хороший человек, поэтому её поведение кажется нам правдоподобным.
Крыжовников подчёркивает, что подобный инструмент не сработал бы, если бы главные герои были уже в браке, потому что тогда зрителю было бы сложнее встать на их сторону.
3. Жанровый переход
В середине фильма, когда главные герои встречают Новый год, он из комедии положений превращается в комедию характеров — Надя и Женя перестают действовать как герои-маски, то есть очень предсказуемо.
В качестве обратного примера Крыжовников приводит троицу Труса, Балбеса и Бывалого из фильмов Леонида Гайдая — каждый из них совершает поступки, свойственные их маскам, которые легко предугадать. Первый трусит, второй балбесничает, а третий сохраняет спокойствие.
В «Иронии судьбы» жанровый переход случается, когда Надя перестает быть той принимающей и сочувствующей женщиной и показывает другую сторону своей личности: что она не готова терпеть хамство, может быть грубоватой и парадоксальной, как, например, в сцене, когда она представляет своим подругам Женю как Ипполита.
«Характер — он тем и характер, что способен перечеркнуть всё, что [персонаж] делал только что. Он непредсказуемый».Таким образом, зрители начинают лучше понимать Надю, а вместе с ними и Женя начинает по-другому относиться к ней. В этот момент зрители начинают хотеть, чтобы эти герои были вместе.
4. Внутренний конфликт
В комедии характеров герои должны быть несчастны.
«Внутренний конфликт — это разница между желанием и реальной потребностью».Наде казалось, что ей нужен Ипполит, а на самом деле ей нужна была настоящая любовь, ей нужно было встретить своего человека. Это её внутренний конфликт. Поэтому она не побежала за Ипполитом, хотя могла его остановить.
Жене казалось, что ему нужна Галя, что ему нужно остепениться, а на самом деле ему тоже нужна была настоящая любовь. Это его внутренний конфликт. Поэтому он напился и всячески откладывал возвращение домой.
5. Развитие характеров
Если в персонаже есть подлинная боль, то зритель способен подключиться к нему, даже если он очень неприятный.В «Иронии судьбы» таким персонажем является Ипполит. На протяжении всего фильма он вызывал лишь отторжение своим поведением. Однако когда он неожиданно (для себя и для Нади) приходит домой пьяным, то перестает быть персонажем с маской-ревнивца — он начинает говорить правду, и зритель испытывает к нему искреннее сочувствие. Высмеивание сменяется сопереживанием. В таком герое находится противоречие, он обретает объём.
6. Финальное испытание
«Если мы [авторы фильма] хотим, чтобы герои помирились и в конце были вместе, значит, как можно ближе к счастливому финалу должен стоять “минус” и должно произойти какое-то невероятное расставание. И наоборот — если героя ждёт трагический или драматический финал, то чем ярче будет надежда прямо перед ним, тем лучше».В «Иронии судьбы» Эльдар Рязанов вызывает у зрителя страх, что хэппи-энда не случится, используя стихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне» со знаменитыми строчками «С любимыми не расставайтесь!», которое выразительно читают артисты.
Через эту невероятно грустную сцену режиссёр вписывает историю Нади и Жени в военный контекст, во время, когда человек может уйти и больше не вернуться.
«На самом деле драматург здесь выронил перо и камеру взял режиссёр. Это чисто режиссёрская победа — сделать так, чтобы мы погрустили прямо перед тем, как они встретятся».
Источник: filmpro.ru